Какое значение имеет выражение: "Хлеба и зрелищ!"?
Что это значит? Откуда происходит?
"Хлеба и зрелищ!" - краткое значение и происхождение фразеологизма с примерами?
Происхождение выражения
Крылатое выражение "Хлеба и зрелищ" принадлежит римскому поэту-сатирику Ювеналу. Он наблюдал ситуацию в Римской империи, которая его крайне удручала. С тем, чтобы народ (плебс) был управляем и поддерживал на собраниях те решения, которые были выгодны правящим кругам, их отвлекали от реальной жизни. Для этого бесплатно, сытно кормили. Ну, а еще развлекали. В амфитеатрах постоянно устраивались грандиозные зрелища: сражения гладиаторов друг с другом и редкими животными, постановка батальных сцен и т. п. Все это требовало огромных материальных затрат.
Плебеи обленились. Не хотели работать. При этом считали, что их обязаны кормить и развлекать. Они не позволяли правительству забыть о себе, устраивая для этого периодические бунты.
Римская империя постепенно приходила в упадок, так как народ тонул в собственной лени. Согласитесь, таким обществом легче управлять.
Выражение "хлеба и зрелищ" не только стало таким популярным и жизненным, что дошло до нас через века, но и по-прежнему актуально.
Только сейчас это происходит немного по-другому. Посмотрите наши новости. О чем нам вещают! На первом месте - происшествия на дороге/преступления/несчастные случаи. Новостям политики отводят несколько минут. Еще меньше - новостям культуры и событиям за рубежом. Ну, и чем в итоге заняты мозги наших людей? О какой пище для интеллекта может быть речь? Все правильно. Серой массой, которая не ориентируется что происходит в его стране - управлять легче.
Ну, вот мы и добрались, наконец-то, до значения фразеологизма "хлеба и зрелищ":
- управляемая толпа;
- низменные потребн0ости людей;
- низкий интеллект.
Читайте также:
- "Гладко было на бумаге" - значение и происхождение фразеологизма?
- "Разбирать по косточкам" - значение и происхождение фразеологизма?
Происхождение фразеологизма
Это стойкое словосочетание появилось в качестве нарицательного фразеологизма во времена античности. В его основу легли два варианта подкупа простого народа правителями. Переполненные бедняками города готовы были проявлять лояльность к тем представителям власти, которые кормили их и предоставляли максимум развлечений разного толка.
Дело в том, что в Римской империи с развитием рабовладельческого строя магнаты сгоняли с земли крестьян. Чаще жертвами отъема земли становились вдовы и дети солдат. Оставшись без возможности прокормить себя, они отправлялись в Рим. Первое время в столице можно было найти место работника, но в последствии покупка раба стала дешевле, чем оплата батрацкого труда.
В качестве вольных граждан Рима все, кто проживал в городе, принимали участие в решении муниципальных проблем, выбирали своих представителей трибунов, которые могли повлиять на решения сената.
Желая заполучить высокую должность, патриции раздавали нуждающимся хлеб и вкладывали деньги в постройку:
- театров;
- стадионов;
- бань;
- храмов.
Собственно, финансирование общественных зданий было на тот момент не ново - так поступали претенденты на места в правительствах греческих городов государств. Римляне шагнули дальше - после смены государственного строя раздача бесплатного хлеба и увеселения от самого императора стали носить характер постоянной социальной помощи гражданам.
Сама фраза "хлеба и зрелищ" была сказана в качестве определения двух единственных потребностей примитивного современника поэтом Ювеналом. Жил он в первом столетии нашей эры. В своих произведениях он осуждал такой подход к жизни, требовал от людей большей сознательности. Что любопытно, идеалом Ювенал считал славное прошлое Рима. Тот факт, что в республиканском Риме все это было, да еще и в рамках жесткой конкуренции между "снабженцами".
Значение фразеологизма
Со времен Ювенала ничего в этом мире не изменилось. Потому и фраза не утратила своего острого социального значения. Ею характеризуют:
- Устремления народа на получение самых примитивных благ. При этом люди не отдают себе отчет в том, кому принадлежит рука дающего.
- Суть потребительского общества, позволяющего укротить широкие общественные массы путем не самых больших денежных вливаний. Отметим, что римским патрициям и императорам отдать небольшую долю пшеницы, полученной от ограбленных людей, на подарок им же было всегда не в тягость.
- Единственного, в чем нуждается толпа. Дело в том, что стремления всех людей очень разные. Объединить их может или биологический инстинкт выживания - хлеб, или самые простые элементы социального взаимодействия - наблюдение за чем-то интересным. Это что-то формироваться может искусственно.
Применяется данный фразеологизм чаще в текстах, где речь идет о политике, или социальной жизни:
- Диктатор отлично понимал, что толпа требует хлеба и зрелищ.
- Они желали только хлеба и зрелищ, потому были не способны здраво оценить ситуацию.
Такое осуждение может и не сопровождаться апелляцией к некому образцу из прошлого, как это делал Ювенал. Все зависит от того, к каким именно идеалам призывает оратор, использующий данный термин.
- Указ древнеримского императора Как называется?
- Кто такой римский император Нерон?