Какое значение имеет выражение: "Се лев, а не собака"?
Что это значит? Откуда происходит?
Какое значение имеет выражение: "Се лев, а не собака"?
Что это значит? Откуда происходит?
Ошибаются те, кто утверждает, что в прошлые века не было такого засилья бездарных исполнителей в искусстве. Помимо да Винчи и Моцарта на свете жило немало художников, писателей, музыкантов и актеров, чьи потуги на создание шедевра были смешны. Их творчество не было ни уважаемо, ни порицаемо, на него находился потребитель. Правда, этот потребитель вскоре заменял обветшавшую мазню на более свежий аналог и забывал прежних кумиров, поклоняясь новым. Потому творчество низкого пошиба до наших дней не дошло, как и современная попса не будет увековечена.
История со львом, который не был собакой, произошла именно с ремесленником от искусства. Случилось это, по всей вероятности, в Средневековье, когда был высок спрос на реализм, а смысловое содержание работы ценилось гораздо выше ее эстетических характеристик.
Один бездарный художник взялся изобразить льва. Где конкретно он должен был написать облик царственного зверя, история умалчивает. Возможно, лев входил в композицию библейского содержания. Наш герой как ни старался, но нарисовать что-то, в чем угадывался бы африканский хищник, не смог. Получилась некая животина на четырех ногах с зубастой пастью. Если зверушку вписывали в уголок картины, на которой был изображен евагелист Марк, то сюжет был более чем узнаваем - дедушка выгуливает во дворе собачку.
За такую работу нашему герою могли и не заплатить, и епитимией наградить (так называется наказание от церкви в форме многочасового ползания на четвереньках по храму, или многодневного вегетарианства). Чтобы этого с ним не случилось, художник около своей работы сделал подпись "се лев, а не собака". Теперь если бы заказчик начал бы возможности возмущаться, он выставил бы себя безграмотным, а значит невежественным человеком.
История про автора картины с разъясняющей подписью была известна уже во времена Мигеля де Сервантеса. В произведении "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" можно найти рассказ о художнике, который все свои шедевры снабжал указаниями, которые позволяли зрителю узнать изображенных персонажей. Значит, байка была популярной и фразеологизм мог вдохновлять на создание новых сатирических образов.
Сам фразеологизм употребляется по отношению к конкретным произведениям искусства. Он не относится исключительно к живописи. Лев, которого можно принять за пса легко отыщется и в музыке, и в скульптуре, и в сценическом искусстве. Данное выражение касается халтуры. которую искусственно наполняют неким глубоким смыслом. Без дополнительных объяснений автора сама работа не имеет никакой ценности и не способна вызвать у зрителя какие-либо сложные смысловые ассоциации.
Пример с фразеологизмом:
Художник был совсем не плох -
Нарисовать калошу смог.
На презентации работы
Он молвил: "Вы ж не идиоты -
Узрите здесь мой грозный гнев
На тех, кто обувь не одев,
Всю жизнь куражиться над нами,
Сам пребывая в грешном сраме"
Вот как загнул дружок, однако,
Всем ясно - лев се, не собака!
Совершено излишним будет применять этот фразеологизм по отношению к абстрактной живописи. Если автор оставляет трактовку своего полотна на суд зрителя и не боится признать работу творческим экспериментом, то искать смыслы, или нет, дело личное. Оставляя свободу выбора другим, человек не может быть подвергнут осуждению.
Почитайте также: