Какое значение имеет выражение: "Колокола лить"?
Что это значит? Откуда происходит?
Какое значение имеет выражение: "Колокола лить"?
Что это значит? Откуда происходит?
В наше время очень редко можно услышать колокольный перезвон и увидеть колокола. А еще совсем недавно колокольный звон был неотъемлемой частью жизни людей. С его помощью:
извещали о случившемся пожаре
отгоняли эпидемию
собирали людей на вече (в г. Новгороде была такая традиция вплоть до Ивана Грозного. Когда он покорил этот город, то главный колокол был снять и лишен языка)
приглашали прихожан на службу в храм
таким образом люди ориентировались во времени суток
предупреждали о приближение врагов
Мастеров, которые изготовляли колокола очень уважали. Дело это было не простым. Колокол не просто нужно вылить из металла, он еще и должен красиво звучать. Есть даже выражение такое "малиновый звон".
Люди с нетерпением ждали, когда же на звоннице появится новый колокол. Это было настоящим событием для местной общины.
В то время, мастера литейных дел, а особенно те, которые изготавливали колокола, были людьми суеверными, очень боялись, что их работу кто нибудь сглазит и колокол не будет звонко звучать или литье получится некачественным. Вот и старались отвлечь внимание людей на другие события. Для этого придумывали всякие разные небылицы, которые обыватели с удовольствием подхватывали и пересказывали друг другу. При чем, эта традиция сохранилась вплоть до XX века. Об этом написал знаменитый журналист того времени В. Гиляровский.
Его синоним - "байки травить".
Читайте также:
"Дым коромыслом" - значение и происхождение фразеологизма?
"На воре шапка горит"-значение и происхождение фразеологизма?
Одной из многих отличительных особенностей русского языка является иносказательность. Выражение "Колокола лить" - один из образчиков этого. Ведь, если задуматься, то словосочетание первоначально наталкивает на мысль исключительно о технологическом процессе - отливке колоколов. Занятие редкое, а в наши дни и подавно, но почему так известно выражение по этой теме, ставшее устойчивым фразеологизмом.
Заглянем в историю этого ремесла. В старину технология отливки колоколов была довольно сложной по сравнению с нынешними совершенными технологическими процессами. Учитывая, полукустарные, по современным меркам, сложные способы производства колоколов мастера всегда находились под угрозой выпуска "некачественного товара". Слишком много факторов влияло на успешную отливку колокола. Какая-нибудь воздушная раковина при отливке могла лишить колокол "голоса".
Достаточное количество суеверий и примет возникло вокруг темы начала отливки колокола. Одна из примет сводилась к тому, что если до начала отливки пустить по селению какую-нибудь небылицу, скорость её распространения будет мерилом будущей звучности колокола, который предстоит отлить. Более того, если небылица, оказывалась в последствии правдой, это был уже настоящий "знак качества" будущей продукции.
Получается, что распространение заведомой не правдивой истории стало причиной возникновения выражения "Колокола лить", то есть говорить неправду, лгать. И если поначалу это был обычай, примета для успешного окончания важного дела, то со временем он стал обозначать обыкновенное вранье.
Попутно возникло выражение "заливать", в смысле, говорить неправду.
С развитием технологий появились колокольные заводы, в частности, в Москве, в районе Балканы - так называли местность за Сухаревой башней (строение на пересечении Садового кольца и Сретенки). Так вот суеверия и приметы привели ситуацию даже при более совершенных технологиях к тому, что на колокольных заводах были ,практически, штатные сотрудники по генерированию всяких историй, предшествующих отливке новых колоколов.
Таким образом, причин для возникновения этих псевдоисторий было две:
Вкратце приведу одну "колокольную байку", чтобы читатель понимал, какого рода "лили колокола"
Во время венчания одной пары в церкви на Покровке, в момент прохождения вокруг аналоя с голов венчающихся сорвало брачные венцы и унесло аж через окна купола церкви, после чего венцы благополучно обосновались прямо на купольных крестах этой церкви и колокольни. При этом вступающие в брак, сами того не зная, оказались разлученными в детстве братом и сестрой. Случайная их встреча привела впоследствии к венцу, но Божье око не дремало и таким вот чудесным образом расстроило неправедную свадьбу. После этого рассказа толпы зевак приезжали посмотреть на венцы, кстати, их размеры никого не привели в замешательство (о венце для человека не могло быть и речи), да и до рассказов об этом "удивительном" случае никто не обращал внимания на эти венцы, а они там были изначально по воле архитектора.
Таких историй было придумано достаточное количество, что укрепило в дальнейшем устойчивость фразеологического оборота, связанного с распространением лживой информации, слегка сдобренной более-менее правдоподобными деталями. Но в обычном смысле негативное выражение " Колокола лить" значит просто врать, говорить заведомую ложь.