Почему так раздражает фраза от продавца-консультанта в магазине "Вам что-нибудь подсказать?"
Почему раздражает фраза "Вам что-нибудь подсказать?"
Суть фразы
Многих стала раздражать фраза продавца в магазине "Вам что-нибудь подсказать?". Причина раздражения весомая и настолько весомая, что скоро в обществе бунт назреет основательный и продавцов начнут избивать толпами только за эту формулировку обращения к посетителю.
Что же происходит с человеком, когда он слышит эти слова, каков смысл фразы:
Смысл фразы построен на внимательной помощи, некто внимателен к посетителю и проявляет эту внимательность в вежливой форме.
Уделяющий внимание хочет показать свое не безразличие к посетителю, хочет ему угодить, готов идти на уступки и жертвует своим временем.
Посетитель вправе отказаться от вежливости, если желает побыть один на один с окружающей обстановкой.
Уделяющий внимание обращается только после долгого наблюдения за посетителем, и только в случае вида посетителя типа "я в замешательстве" обращается к нему с желанием предложить помощь.
Посетитель по задумке фразы должен радостно отреагировать на нее, так как его затруднительная ситуация брезжит разрешится, ведь специалист сейчас будет объяснять то, что ввело в замешательство посетителя.
Так должно быть в идеале. Такой смысл фразы был изначально, по первичной задумке.
Суть фразы в искажении
Во что же превратилось это обращение сейчас:
- в вежливой форме вместо приветствия потребитель слышит вам чем-нибудь помочь, что автоматически воспринимается сознанием как нежелание помогать и не желание вообще видеть посетителя на своей территории. Не терпеливая вежливость воспринимается как попытка изгнать со своей тихой территории того, кто нарушил спокойствие и тишину.
- уделяющий внимание н думает о посетителе, он озабочен своими желаниями, хочет все быстро и сразу, не хочет ждать, подгоняет с решением потребителя.
- посетитель не может отказаться от навязчивой вежливости, так как продавец превращается в тень и идет за посетителем по пятам, либо пристально следит за ним взглядом. Создается ощущение, что пришел вор, а не потребитель за товаром. Также каждые пол минуты продавец дублирует фразу "Вам чем-нибудь помочь?", повторяя ее все с большей и большей настойчивостью, что подтверждает лишь то, что нет права у потребителя самому рассматривать товар на полках!
- уделяющий внимание продавец не выдерживает паузу, не дает потребителю побыть один на один с товаром, не ждет, когда потребитель задумается над выбором и начнет кидать взгляды "помощи" на продавца". Продавец с ходу идет в атаку и навязывает свою помощь тогда, когда в ней совершенно не нуждаются!
Посетитель реагирует на назойливость и наглость продавца агрессивно, ведь ему не дали ничего сделать самому. Он не видел товар, не думал о нем, не звал на помощь продавца. Посетитель не был в замешательстве. Посетитель вообще ничего не успел сделать, а его уже встретили так, как будто жаждут быстренько распрощаться, а если не желает уходить, тогда пусть купит - это вообще линия шантажа. Почему шантажа? Да ведь если посетитель не отправит куда подальше продавца, то будет вынужден принять назойливую вежливость, проявленную не к месту и не в тот момент. Что будет дальше? Продавец ходит хвостом за потребителем и радостно заставляет принять решение о покупке кучи чудесных товаров, не дай бог на которые мельком глянет посетитель. Такая вежливость отпугивает, никто никогда не любил, чтобы его принуждали что-то взять за деньги, да еще так нагло и вежливо.
В конечном итоге смысл фразы исковеркали на нет. Теперь выражение "Вам чем-нибудь помочь" обозначает не вежливость и внимательность, а желание избавиться от посетителя желательно с половиной оплаченного им товара.
На досуге можно почитать о том, почему современные мультфильмы построены на злых эмоциях.