Зачем философию изучают в ВУЗах? Что она даёт человеку?
Зачем философию изучают в ВУЗах? Что она даёт?
Мне, как человеку с высшим образованием, но профессия в дипломе которого не имеет отношения к философии, будет довольно легко ответить на ваш вопрос.
Философия входит в ряд обязательных дисциплин на первом курсе абсолютно любых направлений - будь то психология с педагогикой, или же инженерия с биологией. Никогда не забуду нашего преподавателя по философии - он говорил так: "Раз мы получаем высшее образование, значит, мы должны быть всесторонне развиты и разбираться в разных сферах, не только узко-специальных".
Считаю, что философия - одна из дисциплин, которая, действительно, должна преподаваться в вузах в обязательном порядке. Конечно, не каждый способен воспринимать "талмуты" таких философов, как Канта или Сократа, но базовый навык и элементарные основы философии нужны каждому человеку с высшим образованием.
В жизни всякое бывает, мало ли, вдруг вы окажетесь в обществе интеллигентной особы, которая в сочетании с внешними данными окажется еще и начитанным собеседником. Ориентируясь в философии, вы, по меньшей мере, найдете с ней тему для разговора. В противном случае, неловкая ситуация неизбежна.
Учить философию или нет - дело каждого студента, его личный выбор. Многие могут воспринять эту дисциплину в вузе как обузу, а кто-то, возможно, заинтересуется и займется более плотным изучением этой науки.
Итак, зачем в вузах изучают философию?
- для повышения общего уровня развития;
- для ознакомления студентов с основными знаниями и представлениями о законах человеческого бытия, мировоззрения в целом;
- философия заставляет задуматься о смысле жизни, для чего мы живем.
В общем, не стоит недооценивать философию - изучайте ее, будьте грамотными, образованными и успешными!
Зачем философию изучают в ВУЗах?
Что она даёт?
Изучение философии в институте или средне-специальном учебном учреждении имеет ряд преимуществ.
Конечно, как указывал предыдущий отвечающий, само постижение этого предмета, а также его посещение сугубо личное решение каждого, и пусть оно может даваться нелегко, но жалеют об этом решении не многие.
Хочется в первую очередь отметить, что отношение к любому предмету, в том числе и к философии, в основном, формируется не самой дисциплиной, а с преподавателем, ее ведущим! Как известно, если человек любит свое дело, то он будет отдаваться в него полностью. И если студент обратит внимание именно на сам предмет философии, то, вероятнее всего, по достоинству ее оценит.
Философия помогает:
- по-новому взглянуть на происходящее вокруг, и понять, что по прошествии веков не меняются не только основные положения общества, но и, кажется, некоторые люди путешествуют во времени со своими мнениями.
- можно четче осознать, что если кто-то что-то и выдумал, то это результат обработанной или не отработанной мысли из прошлого, которая уже была.
- вместе с тем виден и огромный процесс становления общества, ведь ни одна, пожалуй, другая наука не снабдит вас таким количеством знаний о том, что творилось в умах минувших лет и как эти мысли трансформировались потом, развились или деградировали.
- если личность студента еще не достаточно сформирована, философия поможет ему разобраться в себе и понять некоторые положения касательно жизни и бытия как такового, через призму древних и современных философов, принять ее и следовать, либо опереться и развить дальше.
- Развивать новое. Т.е. если бы никто не задавался такими насущными и всем известными (бесконечными) вопросами о жизни, то наука не имела бы места, потому как каждая наука в базисе своем имеет, минимум, один философский вопрос. Например, биология все еще отвечает на вопрос "как мы появились" (т.е. живые существа), и могу заверить одной эволюционной теорией она не ограничивается. В свою очередь, физика задается вопросами "отчего все появилось или как все появилось?", в макро формате вселенной или микромире ученые пытаются найти исток. и таких вопросов тьма. Может философия и не выглядит важной наукой на первый взгляд, но без нее трудно представить, что было бы с обществом.
Ознакомиться с примером философского вопроса можно тут: Зачем мы рождены на свет и для чего?
Кроме того, есть еще один аспект: возможно, что для некоторых и сам предмет кажется громоздким и тяжелым, с бесконечным количеством людей из прошлого и которые, по расхожему мнению, "переливают из пустого в порожнее". Как защитник данной дисциплины хочу сказать, что стоит взглянуть на сам предмет и с другой стороны. Данный предмет, по сути, не требует дословного зазубривания, заучивания дат и бесконечных классификаций. достаточно знать пару данных вроде - различия материализма и идеализма, и любой философ и любая эпоха практически уже лежит у ваших ног. (Опять же я говорю о дисциплине, а не о некоторых преподавателях, возомнивших из себя доморощенных тиранов) Эта дисциплина дается на курсе вкупе с более сложными предметами и является удобной для изучения как для "гуманитариев", так и для "технарей". На парах вы спокойно отдыхаете, а на семинарах можете лавировать любой информацией основываясь на минимуме, кроме того, выражать свое мнение! Одна из ценностей семинаров по философии.
В итоге, вы получаете возможность увеличить свой кругозор, развить собственное мнение о людях,обществе в целом и жизни, при этом отвлекаясь от более трудных дисциплин на изучаемом в ВУЗе курсе.
Мне, в свою очередь, повезло дважды. Философия преподавалась как в СУЗе , так и в ВУЗе. У меня была возможность осознать на личном примере ошибку, о которой я указывал в начале (о преподавателях). Мой первый преподаватель, видимо, не питал особой привязанности к предмету и посредственно его нам начитывал, в результате у меня хоть и был конспект, но отложилось мало чего, да и порассуждать он нам возможности не давал. Второй преподаватель, наоборот, был знатоком своего дела и мастерски приводил один за другим примеры о различных мыслителях и их теориях, давал пищу для дискуссий, в коих и сам участвовал. В результате дисциплина, как таковая, для меня раскрылась во всей красе. Я с увлеченностью начал постигать многое самостоятельно и появилась возможность взглянуть на старые теории с нового ракурса, у меня не было проблем как с пониманием, так и помощью другим в постижении этой науки. А это, вкупе со всем остальным, поднимает самооценку.