Каким образом рационально и эффективно обучаться. Подготовка к экзамену, зачету, выступлению неразрывно связана с обработкой информации. Наилучшим способом ее фиксации признан конспект. Однако далеко не все умеют его составлять.
Методы рационального конспектирования для эффективного обучения и усвоения информации
Подготовка к экзамену, зачету, выступлению неразрывно связана с обработкой информации. Наилучшим способом ее фиксации признан конспект. Однако далеко не все умеют его составлять.
Эффективное обучение связано не только с восприятием информации, но и подразумевает способность ее воспроизвести. Как правило, усвоение информации происходит с помощью конспектирования. Мы тратим огромное количество времени на фиксирование плеяды слов. Между тем усваиваем из них только незначительную часть. Рациональное конспектирование дает более высокие результаты, экономя ваше время.
Приемы конспектирования
Существует два наиболее эффективных и общепризнанных метода ведения записей:
Записи: фиксирование и создание («ЗФС»). Во время конспектирования вы не только записываете материал, но и выражаете собственные идеи, подводите итоги, т.е. оформляете мысль. Оформляя конспект, пользуйтесь графическими знаками: стрелками, цепочками, условными символами). Таким образом, вы поможете мозгу сформировать свое представление о предмете изучения.
Карта памяти. Представляет собой схематичное изображение информации в виде блоков и слов. Значимость мыслей подчеркивается цветом и величиной букв. При этом материал обозначен отдельными словами и их сочетаниями без предложений. Такое схематичное конспектирование помогает стимулировать память, задействуя одновременно два полушария мозга, за счет чего достигается высокая результативность его работы.
Урок составления «ЗФС»
Пользуясь данными инструкциями регулярно, вы заметите качество усвоения информации.
Расположите тетрадь горизонтально и разделите на две части, оставив место слева чуть меньше, чем справа.
Во время лекции или работы с книгой обозначайте ключевые моменты в левой колонке. Допускается выписка формул, схем, таблиц, терминов, основных мыслей.
В процессе изучения материала у нас возникают эмоции и собственные идеи, которые нужно записывать во второй колонке. Вы можете составить список вопросов, отметить свои ощущения – словом, творить и выплескивать свои ассоциации в словесной или графической форме.
Лучше всего вести записи параллельно. Ведь наш мозг сразу воспринимает материал и дает ему оценку. Таким образом, подключаются два канала восприятия: сознание и подсознание.
Даже если ваши мысли и чувства покажутся вам тривиальными, зафиксируйте их. Впоследствии именно они помогут сформировать образ текста и облегчат его запоминание.
Урок составления карты памяти
Следующие шаги помогут овладеть искусством восприятия текста как целостной картины, что экономит время при освоении материала.
- Подготовьте цветные ручки или фломастеры.
- Расположите тетрадь горизонтально. Это расширит пространство «карты».
Работа с книгой
- Прочтите параграф, мысленно сформулируйте его содержание в одной фразе.
- Выберите главный компонент фразы. Он и станет ключевым словом.
- Напишите «ключ» в центре. Поместите его в рамку овальной, прямоугольной или любой другой формы.
В параграфе наверняка выдвигались гипотезы и теории, доказывающие справедливость основной мысли. Вам необходимо обозначить их на карте в виде цепочки слов, связывающих центральный ключ.
- Подведите к центральному ключу стрелки и свяжите каждый компонент текста с главным понятием, которое раскрывает суть информации.
Не забывайте, что вы составляете карту, поэтому никаких предложений, только слова и условные обозначения (символы, стрелки, линии).
Работа во время лекции
Во время лекции бывает трудно ухватить суть сказанного.
В этом случае более поможет ЗФС. Однако время практики с книгой научит вас составлять карты памяти и при устной речи.
Вы сможете ухватывать суть информации и тут же обрабатывать ее, подключая цвет, символы и слова.
Регулярная практика поможет заметить разницу между линейным конспектированием и более продуктивными методами.
Выводы
Наш мозг любит находить взаимосвязи между словами самостоятельно. Поэтому никаких последовательных записей. Только собственная фантазия и мысли приведут к настоящему успеху.Советуем почитать еще о прогрессивных конспектах для быстрой сдачи экзамена или о эффективной методике запоминания информации на основе последовательных ассоциаций.