Как научить ребенка двухлетнего глотать мясо? Жует и не глотает, выплевывает.
Как научить двухлетнего ребенка глотать мясо?
Навыки жевания и глотания у ребенка
Проблемы с жеванием и глотанием у детей - довольно частое явление, которое связано с возрастным несовершенством некоторых функций детского организма. Мне тоже пришлось столкнуться с этой проблемой чуть менее 20 лет назад, и я была не на шутку встревожена, когда давно умеющая жевать дочь не глотала мясо, а пережевывала его и оставляла его за щекой, могла и выплюнуть, а было ей два года, имелись все полагающиеся для этого возраста зубы.
Тогда, конечно, не было таких информационных ресурсов, как сейчас, но я нашла возможность просветиться, сравнила опыт других мам (не у нас одних так, оказывается, было), да и родительская интуиция меня тоже не подвела, так как первое, что пришло в голову - не поддаваться панике и не давить на ребенка. Хотя ощущения при виде таких "бесконечно жевательных" сцен и давящегося порой до рвотного рефлекса ребенка не самые лучшие - это очень тревожит и раздражает, когда ты видишь, что подросший ребенок не может сделать элементарный глоток, не начав давиться.
Итак, что удалось выяснить о природе явления.
Причины
- неврологические проблемы (они сопровождаются задержкой развития речи и прочими симптомами);
- "незрелый" жевательный и глотательный рефлекс.
Первый пункт я сразу опускаю, так как это тема строго для специалистов, но её не следует исключать и у врача стоит обязательно проконсультироваться.
А вот по второму пункту поделюсь личным опытом.
Есть мнения о том, что родители "не глотающих" детей долго злоупотребляли пюреобразной едой, бесконечными баночками с детским питанием, что и могло привести к таким последствиям. Может, это и так, но в нашем случае проблемы с жеванием и глотанием возникали, только если речь шла о мясе, а ведь заботливые и внимательные родители прекрасно понимают, что оно значит в рационе растущего ребенка.
Я вычитала, что это явление частое и имеет довольно большую возрастную амплитуду - от 1,5 до 5 лет. Большинство специалистов, если ребенок здоров по всем остальным параметрам, считают, что просто нужно ждать. Жевание и глотание - рефлекторные функции и с ростом ребенка они совершенствуются, и среди здоровых детей нет не умеющих жевать и глотать к 6 летнему возрасту.
Теперь главное о родительских ошибках в такой ситуации
Нельзя давить на ребенка, вселять в него дополнительное напряжение,так как агрессивными действиями и угрозами проблема может обрести невротическую природу и закрепиться, тогда без специалистов конкретного профиля не обойтись, да и можно развить лишние комплексы у ребенка.
Нельзя переходить на "разжиженную" пищу и питать активного подросшего ребенка размазанными пюре, лишь бы ел.
Нельзя из-за тревоги, что ребенок голоден, нарушать режим питания, устраивая беспорядочное "кусочничество", растягивающееся на весь день и состоящее из печений, кусков хлеба, конфет.
Нельзя из приемов пищи делать экзекуцию, объект наказания или поощрения. Нужно помнить, что еда - физиологическая необходимость. Это значит, что с едой не должно быть связано никаких условий.
Что делать?
Ни при каких обстоятельствах не раздражаться, не заострять внимание ребенка, свое, родственников на проблеме. Прием пищи должен происходить в естественной и спокойной обстановке. Нужно помнить, что опять же инстинктивно ребенок уже не останется голодным, он "доберет" необходимое другими видами пищи.
Проблему мяса лично мы с мужем решали котлетками, биточками, фрикадельками, мясными рулетами, перемежая их с хорошо протушенным мясом. Наша дочь совсем крошкой научилась пользоваться ножом и вилкой (такие комплекты сейчас есть для самых маленьких) и это занятие тоже помогало в обретении более совершенных навыков еды. И, если мясо шло в ход с "захомячиванием" за щеку, то мы знали, что котлета запросто компенсирует это в другой прием пищи.
Если Вас обуревает все-таки беспокойство о количестве съеденного предлагайте ребенку перекусы в дополнительное время, но только они должны быть урочными, например, второй завтрак или более сытный полдник.
Избегайте пользоваться приемом пищи как объектом манипуляций ребенком в воспитательных целях. То есть не может быть условий типа "съешь это, получишь то-то" или "не съешь это, не пойдем на улицу".
Благодаря пониманию нами с мужем этих в общем-то немудреных вещей, наша дочь довольно быстро преодолела пресловутый "глотательный" барьер, хотя, поначалу, у нас была паника. И без вреда для психики и организма в целом совершенно внезапно прекратила "защечные накопления", деловито попросив добавки мясной подливки, если честно, никогда не забуду этот день - дочери было 2,5 года, мы терпеливо ждали, и это произошло, как и бывает у подавляющего большинства.
Узнайте также, что делать, если Ребенок не уверен в себе - как помочь ему? Как поднять самооценку?